Показать полную версию страницы
Все материалы

Рок-н-ролл в бороду

В Новосибирске показали фильм, герои которого умерли во время съемок

Международный фестиваль документального кино «Встречи в Сибири» — одна из ключевых составляющих культурной жизни Новосибирска — и уж точно главный местный регулярный кинофестиваль. В соответствии с названием фестиваля постоянному зрителю вечно кажется, что из года в год он встречает одних и тех же людей. «Мы особенно не занимаемся рекламой, потому что уверены, что так придут люди, которым это действительно нужно», — поясняет бессменный директор фестиваля Элла Давлетшина. В этом году из иностранных кинематографистов фестиваль посетили уже традиционный гость «Встреч в Сибири» сербский режиссер Борис Митич и британские документалисты Стефан Уокер и Салли Джордж. Работа британцев «Молоды сердцем», открывшая фестиваль, рассказывает о хоре американских пенсионеров, исполняющих рок-хиты, музыку секса и бунта, обретающую новое звучание в устах почти столетних исполнителей. На встрече в клубе «Труба» режиссер фильма Стефан Уокер ответил на вопросы зрителей и корреспондента НГС.НОВОСТИ.

Что за фильм вы привезли в Новосибирск?

Это сумасшедшая идея с группой очень пожилых людей — в возрасте от 73 до 93 лет, которые поют рок, что достаточно необычно. Фильм начинается с выступления женщины, которой 93 года, — она самая старшая в хоре, — и она поет Should I stay or should I go, панк-классику группы Clash. И у нее получается гораздо лучше, чем в оригинале. Фильм начинается с очень крупного плана ее открытого рта, когда она начинает эту песню криком. Вы можете думать, что это все шутка, но это не шутка. Потому что это фильм о жизни и смерти. Это группа людей, которые в конце своей жизни проживают каждый момент настолько полно, настолько насколько возможно. Это американский хор из Массачусетса, о котором мы впервые услышали, когда они выступали в Лондоне года два назад, и это было удивительно. Нас удивило, что тексты песен, которые мы давно знали, в исполнении пожилых людей получают совершенно другое значение. Например, Should I stay or should I go — «Уйти или остаться?» — уже не песня об отношениях, а песня о жизни и смерти.

Как создавался фильм?

Мы старались сделать фильм миксом классического документального кино и видеоклипов, которые сделала Салли, наш продюсер. То, что делает этот фильм таким особенным для нас и действительно трогает аудиторию, — это то, что двое из этого хора умерли, пока мы снимали фильм, — за неделю до большого шоу, к которому готовился хор. Конечно, это был большой шок не только для членов хора и их семей, но и для нас. Однако и для нас, и для тех, кто смотрит фильм, удивительны вдохновение и настрой, с которым несмотря ни на что эти люди готовятся к шоу. Один человек, которого зовут Фред, в конце фильма поет невероятно красивую версию песни Coldplay — Fix you — глубоким красивым голосом. И у него есть в носу трубочка с кислородом, что делает слова песни еще более значимыми и сильными. Когда мы закончили фильм, мы представили его на лос-анджелесском фестивале, получили приз зрительских симпатий, и фильм купила компания Fox Searchlight, показавшая его во многих странах. А вам на самом деле повезло, потому что в России этот фильм показывали только в Москве и на «Встречах в Сибири».

Как был создан сам хор?

Руководитель хора Боб Силман в 1984 году работал в доме престарелых. Он был старый хиппи, денег у него не было, и в массачусетском доме престарелых он работал в кафетерии. Там пожилые люди, многие из которых родились в XIX веке, каждую неделю собирались и пели у рояля свой репертуар 20-х годов. И он решил устроить небольшое представление. Однажды одна женщина, американка польского происхождения, неожиданно спела Let it be на польском. И Боб Силман подумал: а что если пожилые люди будут петь современные песни, которые они пока не знают? Он решил, что даже если что-то пойдет не так, все равно у него есть эта чудесная пожилая дама, которая еще и рассказывала грязнейшие анекдоты, реально похабные, — так что, в любом случае, аудитория получила бы развлечение. А потом присоединялось все больше людей, и песни становились лучше, и известность хора вышла за пределы Массачусетса.

В вашем фильме много игрового, в то время как в игровых фильмах сейчас — много документального. Означает ли это, что все полностью смешалось? И какое документальное кино востребовано сейчас?

Очень сложно найти финансы, чтобы делать документальное кино, и нам ужасно повезло, что мы получили деньги от Fox Searchlight. Я снял 23 документальных фильма и каждый раз проходил через ад, чтобы найти деньги. Всегда есть соблазн манипулировать историей, чтобы сделать ее более драматичной, но это было бы неправильно. Мы используем имеющийся материал лучшим образом, но не можем отойти от правды — и это отличает документальное кино от кино художественного.

Каково ваше впечатление от пожилых людей здесь, в России? Например, российского туриста в Европе очень радуют более расслабленные и активные пенсионеры — здесь у нас куда реже можно увидеть, скажем, немолодую пару, которая держится за руки и демонстрирует нежность.

Каждая страна выглядит лучше со стороны. Я думаю, что неправильно делать заключения, пребывая в стране несколько дней, но мне показалось — хотя, возможно, я неправ, — что в России больше уважения к пожилым людям, чем, например, в Америке. В Америке с этим действительно нехорошо — там пожилые люди просто никому не интересны. Здесь это выглядит по-другому.

А каковы впечатления от «Встреч в Сибири»?

Это действительно славный фестиваль. Мне было очень приятно, что меня пригласили сюда, в Сибирь, — это не то место, куда многие приезжают из Англии. Приезжают в Москву, в Санкт-Петербург — но немногие попадают в Новосибирск. Здесь солнечно! Город прекрасен, здесь много прекрасных ресторанов, есть такие клубы («Труба». — Е.П.), потрясающий оперный театр, — это очень культурный город. А я представлял, что Сибирь будет дикой, но я знаю, что такая она и есть — на Севере. Мне очень нравится энтузиазм организаторов фестиваля. От других фестивалей «Встречи в Сибири» отличаются тем, что здесь очень интимная, камерная атмосфера. На американских фестивалях ты чувствуешь себя затерянным в толпе, а здесь больше личного контакта с аудиторией, что для создателя фильма очень важно.

Справка: В этом году в программу «Встреч в Сибири» вошло 17 лент из России, Сербии, Германии, Англии. Кроме фильмов чисто человеческого интереса, таких как «Молоды сердцем», в программе оказалось больше, чем в предыдущие годы, фильмов на острые темы — из недавних новостей или все еще не забытой большой истории. Например, «Август. Цхинвал» Акима Салбиева, «Корни Германии» о неонацизме, увиденном и проинтервьюированном чернокожей женщиной-режиссером; балканская сатира «До свиданья! Как дела?», лента Сэма Клебанова о цунами в Шри-Ланке и Владимира Аленикова — о путче 1991 года.


Елена Полякова
Фото kinomania.ru (1), Сергея Тарасова (2)

17062
Все материалы
Вход в почту
Выбор города