Показать полную версию страницы
Все материалы

Шансон в летнюю ночь

Новосибирцы с советским прошлым не приемлют попсу и тянутся к маргинальной романтике

В конце июля новосибирской консалтинговой компанией MediaSOFT были опубликованы результаты исследования рейтинга радиостанций, вещающих в СВ, УКВ и FM диапазонах в городе Новосибирске. Самыми популярными радиостанциями по версии экспертов оказались «Авторадио» и «Радио Шансон». Новосибирские конкуренты и московские коллеги MediaSOFT подтверждают факт стабильной популярности шансона в столице Сибири, а социологи видят причину этого в советском прошлом и засилье молодежной попсы на других радиостанциях.

Исследование проводилось с 29 июня по 6 июля методом телефонного опроса горожан — специалисты компании звонили на стационарные и мобильные номера. Было опрошено 2233 человека, из которых 1867 человек признались, что слушали радио хотя бы один раз за последнюю неделю, и 1279 человек отметили, что слушали радио в течение последних суток. В качестве основных параметров анализа были выбраны: среднесуточный охват аудитории, недельный охват аудитории, профили радиостанций, а также индекс, отражающий значимые различия в исследуемых группах респондентов.

По данным отчета компании MediaSOFT, по недельному охвату аудитории рейтинг возглавили «Авторадио», «Русское радио» и «Радио Шансон».

В то же время по среднесуточному охвату аудитории в тройку лидеров внедряется «Юмор FM», вытесняя «Русское радио». В этом случае призовые места распределены следующим образом: «Авторадио» — 7,5 %, «Юмор FM» — 7,3 % и «Шансон» — 7,3 %. «Мы использовали показатели известной международной исследовательской компании TNS Gallup Media, немного адаптировав их под свои возможности. Это наше первое после 2003 года исследование аудитории новосибирских радиостанций. Немаловажную роль в решении заняться этим сыграло и то, что Gallup Media в 2009 году приостановило анализ новосибирских радиостанций», — рассказывает ведущий аналитик MediaSOFT Рада Державец.

Понять динамику радийных предпочтений новосибирцев помогает сравнение описываемого рейтинга компании MediaSOFT и сходного по методике составления рейтинга компании TNS Gallup Media за июль-декабрь 2008 года. Тогда лидерами по параметру Rich Daily (аналог суточному охвату аудитории) в Новосибирске стали «Юмор FM» (16,2 %), «Авторадио» (16,1 %) и «Радио Шансон» (15,7 %).

Согласно отчетам Gallup Media, «Авторадио» лидировало в Новосибирске весь 2008 год, а «Радио Шансон» является чемпионом по времени пребывания в первой тройке — эта радиостанция не опускалась ниже третьего места с 2005 года.

Для того чтобы перепроверить выводы обоих агентств относительно популярности «Авторадио» и «Радио Шансон», корреспондент НГС.НОВОСТИ обратился к исследованию новосибирской компании «ИнфоСкан», которая работает по методике, отличающейся от двух предыдущих экспертных сообществ. Так, по данным рейтинга компании «ИнфоСкан» за период июль-ноябрь 2008 года, лидерами по ежедневному объему аудитории в Новосибирске были: «Радио Шансон» (121 тыс. чел), «1-я кнопка» (120 тыс. чел) и «Европа Плюс» (91 тыс. чел).

Феномен стабильной популярности «Радио Шансон» в Новосибирске объясняет историк-социолог, директор Новосибирского краеведческого музея Андрей Шаповалов. По его мнению, у подобного явления есть две причины — СССР и репертуар современных FM-станций. «У большинства воспитывавшихся в советское время людей в характере заложено своеобразное стремление «выйти из системы». Это довольно сложный для описания психологический процесс, однако он приносит свои плоды — тягу к маргинальной романтике. Люди сами не готовы совершать преступления, однако предпочитают слушать тексты о том, как человек «вышел из системы» и многое из-за этого потерял. Кроме того, есть и вторая, более приземленная причина — сорокалетним мужчинам попросту больше нечего слушать по радио. В современном радиоэфире Новосибирска нет достаточно мощной альтернативы шансону применительно к данной категории слушателей. Вся современная гламурная попса для таких людей неинтересна, а ту музыку, которая была бы им интересна, на радио не продвигают», — считает эксперт.


Марк Волков

Фото gettyimages.com
13255
Все материалы
Вход в почту
Выбор города