Показать полную версию страницы
Все материалы

Призрак бродит (видео)

Городскими легендами столицы Сибири стали фантом Ленина и мутанты из Кольцово

На прошлой неделе в «Победе» прошел фестиваль любительских короткометражек на тему «Городские легенды» (разумеется, подразумевались легенды Новосибирска). Фестиваль «Киноварь» состоялся с неожиданным ажиотажем: всем желающим бесплатно посмотреть кино о родном городе не хватило кресел в рассчитанном на 160 человек зале, поэтому забитые публикой проходы в зале напоминали метро в час пик. Организовали и провели фестиваль местные молодые художники из творческого объединения БПП (известны, в частности, организацией «Монстрации» — ежегодной первомайской хулиганской демонстрации с лозунгами вроде «Ыыыыть!»).

Организаторы «Киновари» получили грант на проведение фестиваля от «Парада идей» — открытого конкурса, который агентство «Открытая Сибирь» проводит при поддержке программы «Матра» Министерства иностранных дел Нидерландов и института «Открытое общество». Грант составил 20 тысяч рублей, остальное же, по словам организатора фестиваля Любови Беляцкой, делалось на чистом энтузиазме.

Всего на «Киноварь» было подано 21 видео (продолжительностью от 3 до 20 минут). К итоговому показу отобрали 10 фильмов — приоритетной по условию была не форма (качество реализации), а содержание.

Отобранные фильмы были разными и по качеству, и по жанру, — объединяло их только повальное игнорирование заданной темы. Вместо ожидаемых экскурсов в историю участники сняли репортажи об интересных людях («Сибирский сепаратизм» о новосибирцах, проводящих летний отпуск маленькой коммуной на обском островке, сделанный организаторами «Киновари» Артемом Лоскутовым и Любовью Беляцкой) или о недавних интересных событиях (например, солнечном затмении). Были также психоделический видеоарт («Кофе»), время от времени срывавший аплодисменты (в надежде на то, что фильм наконец-то кончился), и нарезки цитат из эмо-клипов и «Кошмара на улице Вязов» («Клейстер»)…

Приглашенные эксперты, среди которых были художники Константин Скотников и Вячеслав Мизин («Синие носы»), а также бывшая телеведущая Анастасия Журавлева, оценили показанные фильмы довольно низко.

Художник Константин Скотников возмутился безыдейностью и бессодержательностью фильмов: «Мне очень тяжело смотреть на отсутствие голоса новосибирской молодежи. Полная безмозглость! Хочу выразить то, что наболело за 50 лет: думать нужно больше! Читать, может быть!». Анастасия Журавлева также выразила недоумение (но в заключение предложила авторам фильмов «Кофе» и «Кошмар» связаться с ее продюсерским центром). Стебный ужастик «Кошмар» (в котором мелькнула газетная полоса с заголовком «Люди-мутанты из Кольцово») похвалил и господин Скотников.

Победителем по итогам зрительского голосования стал снятый первокурсником операторского факультета НГТУ (один из основных поставщиков авторов для «Киновари») фильм «Призрак», в котором фантомный Ленин обходит новосибирские улицы.

Идею автор объяснил с серьезным видом: «Дело в том, что Ленин лежит в мавзолее не захороненным, и его призрак бродит по стране, иногда бывая проездом в Новосибирске… Основная идея фильма — чиста ли наша совесть перед Лениным?». Что касается собственно городских легенд Новосибирска, то господин Шаламов живет здесь недавно и пока не успел с ними ознакомиться.

Возможно, именно молодость Новосибирска, а также его взросление в эпоху научного атеизма привели к тому, что мистики в его собственных городских легендах немного. Они предпочитают опираться на более приземленные темы: засекреченные подземные объекты, криминал, визиты известных деятелей — как реальные (де Голль, Никсон), так и вымышленные (корреспонденту НГС.НОВОСТИ приходилось слышать от таксиста байку о тайном новосибирском концерте АВВА на «корпоративе» партийных деятелей).

Довольно внушительная (по меркам арт-события) аудитория, пришедшая на «Киноварь», показывает, что самим горожанам произведения по мотивам местной мифологии интересны.

Что может заработать (как денежно, так и символически) город на своих легендах? Корреспондент НГС.НОВОСТИ задала этот вопрос Александру Филюрину, директору новосибирского офиса рекламной группы «Мелехов и Филюрин» и соавтору коммуникативной стратегии развития Новосибирска. «В нашей коммуникативной стратегии сами горожане должны стать агентами, продвигающими свой город. Идея заключается в том, что с помощью массированной пропаганды людей нужно заставить заучить самые интересные факты о родном городе. Есть, например, байка о том, что Гарину-Михайловскому томские купцы сулили деньги, чтобы мост через Обь прошел ближе к ним, — а он оказался принципиальным… Отличная городская легенда! Если грамотно отобрать и обработать городские легенды, их можно использовать для формирования позитивного образа города».


Елена Полякова


Фрагмент фильма Виталия Шаламова «Призрак» (4 Мб)
Фрагмент фильма Романа Безродного «Кошмар» (2,7 Мб)
21464
Все материалы
Вход в почту
Выбор города