Показать полную версию страницы
Все материалы

«Скорая помощь» идет на перехват

Врачи просят водителей не сидеть сложа руки и оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП

Сообщения об автомобильных авариях появляются в новостях практически ежедневно, многие случаи вызывают большой общественный резонанс, особенно если происходят ДТП с большим количеством пострадавших. Каждый из нас видел машину «скорой помощи», которая часто безуспешно пытается втиснуться в плотный ряд стоящих в пробке машин. О том, что видят врачи по ту сторону аварий и как организована их работа, корреспондент НГС.НОВОСТИ разговаривала с врачом анестезиологом-реаниматологом Ленинской подстанции скорой медицинской помощи Сергеем Притулой.

Если ли в структуре медицинской помощи специальные подразделения, которые занимаются только автомобильными авариями? Куда везут пострадавших в дорожных происшествиях?

Практически на все случаи дорожно-транспортных происшествий выезжают анестезиолого-реанимационные бригады. Специалисты этой бригады оказывают экстренную помощь не только пострадавшим в ДТП, но и в других тяжелых случаях (например, тяжелые ожоги, отравления). Пациенты госпитализируются, как правило, в многопрофильные стационары, где есть анестезиологические, травматологические, хирургические отделения. Пациенты с травмами позвоночника госпитализируются в НИИТО.

Какие повреждения наиболее распространенные, с чем приходится сталкиваться каждый день?

Чаще всего это черепно-мозговые травмы различной степени тяжести и так называемые сочетанные — сотрясения головного мозга. Самое безобидное и наиболее частое — это нетяжелое сотрясение головного мозга. Оно обходится в дальнейшем без серьезных последствий. Гораздо серьезнее переломы шейного позвоночника, которые случаются также очень часто. Если столкновение было серьезнее, ломаются ребра, при этом повреждаются внутренние органы, это самые серьезные аварии, которые чреваты летальным исходом из-за внутренних кровотечений. Сегодня, слава богу, мы наблюдаем некоторое снижение количества тяжелых травм от ДТП на территории города. Безусловно, это связано с более жесткими правилами, люди все чаще пристегиваются. К примеру, пристегнутый может отделаться ушибами и сотрясением головного мозга, а непристегнутый получит перелом основания черепа.

Встречались ли вам случаи травматизма от подушек безопасности?

По поводу полезности подушек безопасности кто-то может спорить, но это будут не врачи: в моей практике я ни разу не видел ситуации, когда она была бы бесполезна. Да, это своего рода фактор травматизации, но потенциальная травматизация от подушки всегда меньше, чем степень ее защиты от удара. И если подушка не одна — это еще лучше. Не раз я видел, как она спасает жизнь, мне кажется, это главное.

Как распределяются повреждения в аварии, какие травмы характерны для пассажиров переднего и заднего сидений?

По степени повреждений распределение примерно равное. Пассажир переднего сидения получает те же травмы, что и водитель: у водителя есть руль — у пассажира лобовое стекло, поэтому будут переломы шеи, повреждение грудной клетки. Переднее пассажирское место самое опасное, это известно. Легче задним пассажирам. Но, с другой стороны, у них самые тяжелые травмы конечностей из-за того, что зажимает ноги. Впрочем, если говорить, что лечится успешнее — переломы ног, таза или переломы шеи, я думаю, ответ очевиден. Ноги зарастают быстрее, с шеей гораздо сложнее.

Что вы можете рассказать о наездах на пешеходов?

Как правило, последствия для пешеходов очень серьезные. Это сочетанные травмы или смертельные случаи. Основной фактор в таких происшествиях — фактор опьянения, причем все чаще не только алкогольного, но и вызванного употреблением психотропных препаратов…

Водителем?

Далеко не всегда, пешеходом тоже. Неправильно всю ответственность перекладывать на водителей.

Бывает ли так, что вы не успеваете доехать, чтобы спасти людей? Как на вашей работе сказываются пробки?

Такая проблема есть. Но я сейчас наблюдаю, что нас стали пропускать — я не говорю, что это повсеместно, но категория сознательных водителей появляется, это радует. И хотя движение из-за загруженности дорог замедленное, в пределах города «скорая помощь» доезжает быстро. Редкие случаи смерти до приезда «скорой помощи» происходят по причине тяжелых травм, несовместимых с жизнью, — это сочетанные травмы с разрывом внутренних органов с обширным кровотечением, полным перерывом спинного мозга, тяжелыми повреждениями шейного отдела позвоночника.

В нашей службе существует приоритет вызовов на дорожные происшествия перед всеми остальными: на место аварии приезжает ближайшая машина, даже если она едет по другому вызову или везет человека в стационар. Это называется «перехват». Кроме того, профильные бригады (взрослая реанимационная, детская реанимационная, неврологическая, кардиологическая, бригада анестезиологов-реаниматологов) полностью взаимозаменяемы и оснащены всем необходимым для оказания помощи человеку с любыми повреждениями. В этом плане нацпроект «Здоровье» нам очень помог. Но здесь нужно учитывать еще один фактор, на который мы не можем влиять, — это неумение людей оказать самую элементарную первую помощь…

Часто ли вы приезжаете на аварию, где люди вокруг являются пассивными зрителями происшествия?

Не умеют оказать доврачебную помощь не многие, а очень многие. Это очень осложняет нашу работу: ведь иногда достаточно элементарно воспользоваться бинтом или жгутом, чтобы остановить кровотечение до приезда врачей. И у такого человека уже гораздо больше шансов выжить. Окружающие часто оказываются не готовы к таким ситуациям, боятся вида крови, растеряны и испуганы. Сидят и ждут нас. Здесь очень важно, чтобы у них был выработан навык быстрой помощи. К сожалению, я не могу сказать, есть ли сегодня в школах и институтах обучающие этому курсы. Но я часто вижу, что ни водители, ни другие участники дорожного движения не умеют пользоваться аптечкой. Здесь надо что-то менять.

Справка: За 9 месяцев 2008 года в городе произошло 1800 ДТП с выездом скорой помощи, в которых было 2250 пострадавших, из них 149 детей. Всего до приезда скорой помощи в ДТП погиб 81 человек, из них 1 ребенок. 66 % пострадавших были в возрасте 19–60 лет. При этом 24 % всех пострадавших составляли молодые люди 19–25 лет. (По данным МУЗ «Станция скорой медицинской помощи»)


Ирина Киснер
Фото asfera.info



16082
Все материалы
Вход в почту
Выбор города